Праздники с потерянными корнями

Странный день был давеча – 4 ноября. Повсюду поздравляли с праздниками. Абстрактные общие слова, никакой конкретики, суть обходили стороной.

По календарю вся страна отмечала день народного единства, он же — день победы народного ополчения над польскими интервентами. Но ТВ-программа об этом забыла. Искусственный праздник, призванный выбить почву из под ног социалистов всех мастей, взамен 7 ноября, внезапно стал предаваться забвению. Однако, неожиданно в соцсетях можно отметить небольшое, но все же бурление — востребован запрос на народного Минина, могущего поднять народ, для освобождения Кремля.

Конечно, Путин не мог в этот день не возложить цветов к памятнику Минина и Пожарского, это было бы слишком заметно, но для подавляющего большинства населения страны этот день не говорит ни о чем… За полтора десятилетия так и не сложилось традиций отмечания этого дня. Все, что смогла путинская вертикаль – это позволить Хотиненко освоить бюджет на мифолигическую киноленту «1612», в которой один из главных героев того времени – Минин, отсутствует! И даже, если учесть, что в 1939 году в СССР сняли довольно слабый фильм «Минин и Пожарский», то смотреть нечего.

Недавно побывал в Нижнем. Каково же было мое удивление, что коренные нижегородцы не знают о том, что в их Кремле есть усыпальница Минина.





В маленьком помещении, буквально 4х4м, лежит плита, под которой предположительно упокоились останки человека организовавшего такое титаническое, безумное предприятие, как собрание второго народного ополчения, когда обложили весь город без исключения налогом в треть имущества. Конечно, можно сомневаться в достоверности того, что в могиле Минина лежит Минин, после того, как большевики его усыпальницу взорвали и возвели на этом месте Дом Советов.



Это же касается и могилы Пожарского в Суздале, которую предали забвению, потеряли, кажется нашли и в конце XIX века возвели мраморный склеп…

Увы, русские люди умеют забывать, умеют уничтожать памятники истории и культуры…

Также 4 ноября дали старт празднованию 100 летию государственности Удмуртии. Я посмотрел начало трансляции торжества в Глазове – первой столице Вотской области. Организаторы праздника в постановке учинили страшнейшую эклектику: удмуртские национальные костюмы на индустриальном фоне — несовместимые вещи. Для кого этот компот придуман?

Большевики, пытаясь удержаться у власти, были вынуждены разыгрывать национальную карту, поскольку решительные шаги к государственности сделали башкиры, начав очередную бучу за отделение сразу после февральской революции, и уже 28 ноября 1917 года они объявили себя Башкурдистаном. К подобной государственности тут же нацелились татары, которые пытались «присоседиться» к башкирам с проектом Татаро-Башкирской Республики. Эти две народности так сильно «доверяли» друг другу, что от совместного проекта пришлось отказаться, но уже 27 мая 1920 года была запущена первая ласточка – Татарская Автономия. А дальше прорвало и пошло по накатанной, «а почему татарам можно, а нам нельзя» работает безотказно, в итоге, 99 лет назад впервые удмуртские националисты что называется «за компанию» выпросили какую-то самостийность.

Индустриализация страны в начале ХХ века определила удмуртов в аутсайдеров. Вот, например, кусочек из «Иллюстрированного путеводителя по Каме, Вишере, Колве» 1911 года







То есть, нация уже сто лет назад начала терять традиции, усилилась ассимиляция.

Если заглянуть в талмуды всероссийской переписи 1896 года, то и уровень грамотности русских и удмуртов разительно отличается. Так в Глазовском уезде у русских грамотных 8,4%, а у удмуртов 2,7%. А в Малмыжском уезде итого хуже – 9,7% против 1,9% А грамотность на удмуртском языке попросту отсутствует. Письменность формальна. То есть, по образованности удмурты находились в глубокой пропасти.

Удмурт не был социализирован в обществе, не было удмуртов-купцов, да и никогда представители этой национальности не были крупными руководителями, а арские князья превратились в миф глубокой древности.

Удмурты, как и прочие национальности страны для русских были инородцами, людьми второго сорта. Бедные аграрные удмуртские земли объяли богатые промышленные русские центры. В них удмурты, увы, не могли рассчитывать на приличную работу. Примерно, как негры в Америке. Русские «уважали» соседей так, что сейчас название народности «вотяки» стало обидным и от него отказались, а употребление его в разговорном обиходе стало недопустимым.

Создавая Вотскую АО, удмуртов не просто уравняли в правах с русскими, им дали определенные преимущества, национальные квоты. В качестве драйвера развития территорий аграрным удмуртским землям выделили русский промышленный город Ижевск.

Фактически, 4 ноября, это не какой-то сумбурный праздник территориального образования, а это день спасения удмуртов как нации, день сохранения и развития удмуртской культуры, образования, в конце концов день признания удмурта, как полноправного члена общества.

3 комментария

avatar
Ничего не скажу за удмуртов, а вот про Горький Нижний, поскольку это мой родной город, могу раскзать.

Изначально, усыпальница Минина находилась в Спасо-Преображенском соборе Кремля, который, кстати, перестраивался стопятьсот раз, в последний раз Николаем II, в аккурат до подрыва его большевиками.

Сама усыпальница выглядела вот так:


Помимо этого, в этом соборе были захоронены, практически все нижегородские князья, за исключением некоторых, которые покоились за стенами собора (они сейчас «замурованы» в стены Михайло-Архангельского Собора).

Учитывая то, что собор был взорван в 30 -х годах прошлого века, остается загадкой каким образом среди всех погребений выкопанных из под обломков, были идентифицированы мощи именно Минина? А точнее того ли выкопали, и выкапывали ли вообще? Насколько я знаю (а знаю я не понаслышке) — коренное население сильно сомневается в истинности всего этого.

PS/ А фото Поклонного креста к каким потерянным праздникам относится? Он установлен в честь Кирилла и Мефодия и, соответственно, славянской письменности, если мне не изменяет память.
avatar
Учитывая то, что собор был взорван в 30 -х годах прошлого века, остается загадкой каким образом среди всех погребений выкопанных из под обломков, были идентифицированы мощи именно Минина? А точнее того ли выкопали, и выкапывали ли вообще? Насколько я знаю (а знаю я не понаслышке) — коренное население сильно сомневается в истинности всего этого.
А вот сопровождавшее меня коренное население очень впечатлилось тем фактом, что могила Минина вообще существует.
Да и Владимир Путин тоже признает эту могилу

.

PS/ А фото Поклонного креста к каким потерянным праздникам относится? Он установлен в честь Кирилла и Мефодия и, соответственно, славянской письменности, если мне не изменяет память.
Эмн… Это типо иллюстрация — Дом Советов на месте Спасо-Преображенского собора. Он вполне хорошо смотрится за этим крестом…
avatar
Basiley Да и Владимир Путин тоже признает эту могилу
О да — это, конечно, жлезобетонный аргумент. Равно как и боевые лазеры…

Basiley А вот сопровождавшее меня коренное население очень впечатлилось тем фактом, что могила Минина вообще существует.
Да ладно, коренное население впечатлилось? А отчего так? Историю в школе, в ВУЗе плохо преподавали?

Не знаю, как сейчас, но раньше преподаватели истории, да даже кремлевские краеведы, сильно сомневались в подлинности захоронения. Может поэтому такие пробелы в знании родного города, может, вновь повторюсь, хрестоматийно «а был ли мальчик»? И посему у «коренных», с «материнским молоком» вскормлено, подобное отношение?

На днях смотрела «ящик», так там татары утверждали, что Минин был татарином, а башкиры парировали тем, что он их кровей… Эвенков и нанайцев только не хватало, при всём великом уважении к ним.

От себя скажу — я скорее поверю в легенду Коромысловой башни, либо в сказ о девушке Параша, именем которой названа река в Сормовском районе…

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.