Впечатления 2017. Часть 2

Под Мангупом я был еще в 2013 году. Во время экскурсионной поездки по Крыму была остановка отдыха. Что мне запомнилось из рассказа тогда у прогулки у озера, что там, наверху древний город, и что Манштейн, когда штурмовал Севастополь, устроил там наблюдательный пункт. Забегая вперед, скажу, что наверху, возле развалин цитадели, у девушки, призывающей купить у нее книги в помощь археологическим раскопкам, я у нее купил карманный путеводитель А.Г. Герцена



Цитата оттуда

Не случайно в июне 1942 г., когда немецко-фашистские и румынские войска вели решающий штурм Севастополя в дерене Юхары-Каралез (современное Залесное) находилась оперативная группа штаба 11-й армии, а на Мангупе – наблюдательный пункт её командующего Э. Манштейна, в своих мемуарах с большой точностью передававшего картину, открывающуюся оттуда: «Перед нами открылось незабываемое зрелище. Это был единственный в своем роде случай в современной войне, когда командующий армией видел перед собой все поле сражении. На северо-западе взору открывалась лесистая местность, скрывавшая от нас тяжелые бои на левом фланге, дальше – высоты южнее Бельбека, за которые велись такие упорные бои. На западе виднелись Гайтанские высоты, за которыми вдалеке сверкала водная поверхность бухты Северной у ее соединения с Черным морем. В хорошую погоду была видна даже оконечность полуострова Херсонес, на котором мы впоследствии обнаружили остатки эллинской культуры. На юго-западе угрожающе поднимались высоты Сапун-горы, возвышались скалы прибрежных гор. На всем широком кольце крепостного фронта ночью видны были вспышки орудий, а днем облака из пыли и обломков скал, поднимаемые разрывами снарядов и бомб нашей авиации. Поистине фантастическое обрамление грандиозного спектакля.» (Эрих фон Манштейн. Утерянные победы. – Ростов на Дону 1999. – с- 277-278). Остатки блиндажей сохранились в юго-западной части плато.

В Крыму у меня было две дислокации – Севастополь и Орджоникидзе. Добраться до Мангупа конечно намного проще из Севастополя. Поэтому первым делом я рванул к экскурсионным зонтикам. Экскурсия на Мангуп – 1100р взрослый и 1000р детский. И тут нас ожидал сюрприз — дополнительно оплачивается подъем на гору на внедорожнике – 800р с носа. Нас собиралось четверо и такие дополнительные расходы озадачили. После гугленья и повторного утрясения вопроса, оказалось, что можно подняться и пешком – бесплатно. Сразу скажу, что потом был еще один сюрприз – 100р за вход на гору со взрослого. Правда говорят, что этот побор незаконен. Но это фиг знает…

И вот в 8 утра у места отправления у доски почета в центре мы узнаем, что поход будет состоять только из нас и проводника-экскурсовода. Вот такая вот семейная прогулка. Поехали. Экскурсовод оказался выпускником академии Вернадского старой закалки. Ну, например, если экскурсовод на 35 батарее без эмоционального окраса, сухо рассказывала об эвакуации командного состава и политработников с их семьями из осажденного Севастополя, когда по сути такие командующие как Октябрьский, бросили подчиненных погибать, а сами сбежали с поля боя.
Наш проводник, специализировавшийся на истории первой обороны, рассказывал без всяких политкорректостей, со своей ярко выраженной позицией. Вот, мы проезжаем садо-огородный массив. И слушаем потрясающую историю. На этом месте было знамение английское кладбище, воспетое еще Константином Симоновым.

Состояние в советские годы этого объекта оставляло желать лучшего. И вот когда в 80е годы ожидали правительственную делегацию из Англии, наши разгильдяи-чиновники вместо того, чтобы привести его в порядок, отдали его под сады-огороды. Многое повидав Крыму, зная о многих потерянных достопримечательностях и причин их утраты, не могу не разделить с ним эту горечь…

Вот так, за разговорами мы подъехали к тому самому озеру. Я очень удивился, узнав, что это искусственный водоем, сделанный в 80е годы. За 4 года пруд изрядно зарос и замутнился. Наш проводник рассказал, что на дне водоема стоит затопленный храм, и что когда озеро мелеет, то видно купол. Но, — добавил он, — это, конечно, легенда для туристов.



Вообще, наш проводник отличался особой нетерпимостью к церкви и церковным служителям…

И тут в лекцию вмешался водитель. — Какая легенда! Я тут с отцом, когда был пацаном, купался, и видел купол своими глазами!!!

Вобщем, возможно, там и есть храм. Наверно есть…

Итак, на автостоянке мы выгружаемся. На вопросительные физиономии водителей уазиков улыбаемся – неее, мы сами, спасибо… И по единственной улочке идем по направлению к подъему. Но пройти мимо будки как-то не получилось, поскольку проводник, на наши заявления, что плата незаконна, встал на сторону будочников – пришлось дать.



Проходим несколько табличек с правилами посещения по тропе ведущей к лесу.





Итак, мы подходим к подъему. Подниматься примерно километр, против семикилометровой колесной дороги по окружке.



Пока мы комфортно поднимаемся по этой роще, которой столетие назад не было в помине, видимо живущие тут вырубали все, что может гореть, расскажу немного истории.



Судя по археологическим находкам, Мангуп освоили древние люди во времена энеолита, то есть в переходное время от каменного, до бронзового века. Еще бы – труднодоступность и вода – это два фактора, которые сделали Мангуп идеальным убежищем от врагов. Потом тут обосновались тавры, за ними скифо-сарматы, которых сюда оттеснили остготы. Потом гунны вытеснили сюда остготов. К остготам примешались аланы, потом пришли греки, армяне, караимы…



Вобщем Мангуп – это какой-то мегаэтнический котел. Однако, я не думаю, что прямо так все и бросились ассимилироваться. Почему-то в литературе совершенно спокойно мешают готов и аланов и называют их одной нацией – готоаланы, хотя тут же далее по тексту утверждают, что готы с готовностью приняли христианство, а аланы долго были язычниками. Да и в плане Мангупа, город поделен на национальные кварталы. Вобщем, дружба была, но ассимиляция была медленная.



Кароче, принято считать, что Мангуп основали готы и изначально город назывался Дори.

(И опять я усомниваюсь в этом утверждении. Когда во вторую мировую немцы захватили Крым, у них возникла идея фикс, что неплохо бы тирольским немцам поехать в более мягкий климат. А под этот проект, неплохо бы доказать, что Крым – это исконно немецкая территория. И тут же на Мангуп была отправлена экспедиция, которая быстренько подтвердила, что готы — это чистокровные арии, что именно готы основали Дори, да еще за компанию Инкерман, Гурзуф и Алушту. Поэтому, я не очень доверяю этому ангажированному исследованию.)

Дори подчинялся греческому (то есть византийскому) Херонесу. Константинополь оказывал всяческую культурную поддержку своим метрополиям, поэтому здесь была греческая христианская культура. Это все задолго до Киевской Руси. Язык межкультурного общения был греческий. Но пишут, что в IV веке евангелие было переведено на готский, однако, спустя 12 веков где-то в 1450 году, на рынке Константинополя находят пришлых из крымской Готии, записывают на слух несколько десятков слов, и эти слова – все, что мы знаем о готском языке.



Любопытно, но наш гид построил теорию, что находящая рядом с Мангупом деревня Старые Шули – готская деревня. У татар нет слова Шули, и что-то созвучное, а поскольку старожилы говорят, что Шули – потому что тут была школа, то это явный признак готского происхождения (schule по-немецки школа) И к тому же якобы до конца XVIII века в этих краях можно было встретить высоких голубоглазых блондинов. Вот неправильно, когда данные подгоняют под нужный результат. Неправильно. Но для туристов покатит.

Фух, впереди первая стена, а я что-то выдохся. Перекур.

5 комментариев

avatar
Виды на озеро просто великолепны!

Basiley это явный признак готского происхождения (schule по-немецки школа) И к тому же якобы до конца XVIII века в этих краях можно было встретить высоких голубоглазых блондинов. Вот неправильно, когда данные подгоняют под нужный результат. Неправильно. Но для туристов покатит.

Ну прям везде немецкий след, очень знакомо. Правда мне его, след этот, преподносили немного в другом разрезе — рентевешно-мистическом. В Даховской нас усиленно эпатировали местным эпосом про десант из немецко-фашисткого эзотерического спецподразделения Аненербе, который, при поддержке ВВшников-альпинистов из отряда Эдельвейс, прочно обосновался в местных горах, то ли разыскивая вход в Шамбалу, то ли ещё по каким своим магическо-мистическим делам.

Особенно, по-началу, поразила история, про сравнительно недавно найденный в одной из пещер чемоданчик с опознавательными знаками немецко-фашистких мистиков (речь про Аненербе) с находящимися внутри черепами, совершенно не похожими на черепа ныне населяющих нашу планету существ.

Мы уши развесили, рты разинув, оно и понятно — в Адыгее, в горах, полно не исследованных пещер, разломов и разномастных дольменов:



Ладно геологи, проживающие по соседству в лагере в Хамышках все эти мифы развеяли…

Basiley Подниматься примерно километр,
Мои скромные 2000 метров над уровнем моря:



В скалах, рассматривая плато, для себя решила — обязательно сюда вернусь, и надеюсь пройду по плато 30-ым маршрутом:



PS/ Прошу прощения что влезла со своими впечатлениями в авторский блог… Надеюсь и топикстартер и общественность будут ко мне снисходительны. Просто впечатлений море, но совсем не факт, что я в ближайшее время осилю создание своего длиннопоста, увы…
avatar
Отличные фотки! Уже заинтриговала, так не тяни с рассказом.
avatar
Оба вы очень интересно рассказываете и дополняете друг друга
avatar
Итак, первая стена и тутже рядом плакатик, говорящий, что эту стену строили османы, уже после захвата княжества Феодоро, но почему-то сделавшие закладной камень на греческом.



Вообще, жизнь на Мангупе проходила волнами. Как я говорил, готы основали поселение под именем Дори или Дорос. А вся территория стала называться Готией. Потом сюда вломились «неразумные» хазары. На какое-то время жизнь затихла, но постепено возродилась, и крепость стала называться Мангуп. И уже после гибели Хазарского Каганата, Мангуп возраждается под именем Феодоро. Всё государство и столица стали называться Феодоро, иногда столица называлась Готской крепостью. Так что готы вобщем тут рулили все эти двенадцать веков. И когда наши ватники говорят, что Крым – русский, так вот готы тут заправляли дольше всех. Меркель имеет смысл сделать предъяву.

Ну и погибла Феодоро в 1475 году. После падения Константинополя, после падения генуэзцев. Они долго воевали со своими соседями – генуэзцами, им бы объединить свои усилия, но, увы. Феодорийцы проиграли, потому что технический прогресс был разный, у османов — пушки, у готов – стрелы и неприступные стены. Генуэзцы с пушками не сильно сопротивлялись — Кафа пала за 4 дня. Правда, там предатели сами открыли ворота. Феодоро пало после полугодовой осады — пушки не шибко работают на таких высотах. Османам помогла и не в первый раз хитрость. Они пошли небольшими частями на штурм, конечно, его проиграли, и готы совершили глупость — решив добить противника. Они открыли ворота и пошли в контрнаступление, а турки только этого и ждали — на спинах феодорийцев турки влетели в крепость, и она опять стала называться по-хазарски Мангуп.

Сразу после захвата крепости, турки начали её восстанавливать. После обстрелов стены были изрядно порушены, и новые хозяева стали переносить стены и ремонтировать башни с учетом новомодной артиллерии.

Кстати, тропа, по которой мы поднимаемся, и есть та сторона, с которой турки наступали.



И вот за этой стеной мы попадаем непосредственно на территорию города. Как и положено, на окраине — старое кладбище. Это кладбище караимов.



После прихода османов, Мангуп опять приходит в упадок. Постепенно люди уходят с Мангупа и здесь остается только караимская община. Караимы – это не совсем народность, это скорее большая религиозная секта.



Они сами не знают, от кого они происходят, много спорят по этому поводу между собой, но говорят, что точно не от евреев. Евреи считают их евреями, и ждут их возвращения в Израиль.



В царской России караимы не считались евреями, это был основной аргумент, спасший множество караимов в годы немецко-фашистской оккупации. Караимы отличаются от евреев тем, что главная книга у евреев талмуд, у караимов – библия.

Как видите, кладбище необычное. На одну могилку кладут монетки, видимо какая-то дань. Мы тоже положили монетку и двинули дальше.

А дальше детки захотели есть и Мангуп любезно поделился родником. Представляете, поднимаетесь на гору, а там родник! И вода чистейшая. Тут же мы столкнулись со студентами-археологами, соорудившими длинный водовод от родника к развалинам караимской кенассы – собираются консервировать оставшееся.

Рядом с родником – ванна для отмочки шкур. Караимы занимались выделкой шкур, чем и жили.

Дальше попадаются искусственные гроты, как говорит проводник, они имели хозяйственное значение – для домашнего скота.


А вот и башня. Скорее всего башня была 3хстенная. Подобные я видел в Судаке. И опять башня перестроенная — в кладке видны фрагменты каменных наличников.





И вот мы выходим на развалины базилики – вот в таких руинах, практически только из оснований зданий находится весь Мангуп.





Видимо поэтому, Чуфут-Кале на порядок превосходит по посещаемости туристов.

В этой базилике победители османы жестоко расправились с защищавшимися готами. Здесь было место казни – долго высилась ужасная гора кровавых тел…
avatar
Basiley Уже заинтриговала, так не тяни с рассказом.

Как получится. Что-то мне подсказывает, что грядущими длинными зимними вечерами я буду вспоминать о нынешнем лете. Вспоминать и делиться этими воспоминаниями…

С удовольствием читаю твой путеводитель! Узнаю много нового для себя. Про тех же караимов — до твоего рассказа, вообще никогда не слышала.

Единственное пожелание, может ты свой каждый длиннопост в отдельный топик будешь размещать, чтобы не потерялся?
А-то, некоторые безответственные личности, типа меня, режут его «по-живому» своими комментами…

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.